Группа «Солнышко», детский сад № 32, г. Каменск Ш.
Формируем навыки самообслуживания у детей 2 – 3 летВ три года у ребенка должны быть сформированы культурно-гигиеничесие навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем) и навыки самообслуживания. Возможно, эти навыки сформированы частично. В этом случае могут возникнуть трудности в процессе адаптации. Особенно если дома соблюдение режимных моментов и сами навыки осуществляется в отрицательно окрашенной эмоциональной обстановке. Тогда в группе малышу будет сложно выполнять требования воспитателя и он будет протестовать против них, избегать. Как следствие, не принятие ребенком обстановки детского сада и трудности в адаптации. Во время подготовки к новому учебному году мы решили на- помнить родителям, как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам:
· обучение проходит при совместной деятельности взрослого и ребенка: · обучение должно быть постепенным, по мере овладения простым действиями, вводить более сложные составляющие; · при обучении осуществлять показ самого действия, фиксировать внимание на его «секретах» (Например, главный «секрет» приема пищи – брать еду с ложки губами, а не языком. Взрослый при этом вытягивает губы «трубочкой», имитирует втягивание его содержимого.); · по мере приобретения навыка доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается, взрослый только наблюдает, подсказывает правильное действие; · поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение, утверждает в стремлении к самостоятельности. · ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Учимся умываться
· Завернуть рукава одежды · Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки · Смыть мыло под струей воды · Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха. · Еще раз обмыть руки водой · Снять полотенце · Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются) · Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький» Учимся пользоваться полотенцем
Предложить ребенку · Снять полотенце с крючка · Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку · Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица · Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем · Поменять руки местами Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом и, при необходимости, показом.
Учимся пользоваться носовым платком · Знать назначение носового платка · Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению · Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению · Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п. · Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать его по назначению · Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман · Обращать внимание на чистоту носового платка Учим пользоваться расческой · Знать свою расческу и место, где она лежит · Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования · Исключить возможность пользования чужой расческой Учимся пользоваться зеркалом · Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду) · подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица
В детском саду процессы приема пищи, одевания-раздевания, сон чаще сопровождаются плачем, так как раньше все эти функции выполняла мама. Поэтому в общении с детьми очень важно использование элементов устного народного творчества. Сказки, потешки, загадки, уговорушки являются незаменимым средством установления контакта с ребенком. Ласковый говорок потешек и прибауток вызывает у него радость. Именно через элементы фольклора легко донести до ребенка свою нежность, заботу, любовь и веру в него. Использование элементов устного народного творчества способствует развитию речевых навыков, обогащению словарного запаса и приобщает к красоте речи.
Потешки при умывании
Потешки при одевании
Потешки на прогулке
Потешки «на сон грядущий»
Потешки после сна
Как научить ребенка вести себя за столом
Многих родителей интересует этот вопрос. Многие дети и на третьем году требуют, что бы их кормили взрослые, просят почитать книги. Родители знают, что этого делать нельзя, но идут на различные ухищрения, лишь бы накормить малыша. У ребенка необходимо вырабатывать положительное отношение к приему пищи: не нужно накладывать на тарелку слишком много пищи; никогда не кормите ребенка насильно; не разрешайте уносить с собой куски хлеба, яблоки, сладости; не следует между приемами пищи давать дополнительную еду, не стоит давать сладости «под просмотр» телевизора, показывайте образец приема пищи, выработайте свой порядок за столом. Участие ребенка в семейном ужине имеет для него очень важно. Это значит, что он принят в семье, является равноправным членом, следовательно должен выполнять правила, принятые в семье за столом. Например, закончив еду нужно дождаться всех. Атмосфера за столом должна быть доброжелательная, темы разговоров приятны и интересны для всех членов без исключения. Очень распространено мнение, что за столом нельзя разговаривать. Но все же это возможно, ребенок имеет право участвовать в беседе и быть выслушанным, если выполняются следующие правила: если в это время во рту у него не пищи, если он вступил в разговор, не перебив другого. Если ребенку сложно выполнять эти правила, стоит временно отказаться от бесед за столом. Еще один важный момент - это запрет на обсуждение манеры приема пищи, лучше лишний раз показать как правильно вести себя за столом на своем личном примере.
О развитии Вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам. Ребенок должен уметь:
в 2 года и 6 месяцев: · одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого; · расстегивать и застегивать одну -две пуговицы; в 3 года: · одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно; · складывать свою одежду перед сном; · застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки; · знать назначение многих предметов и их местонахождение; · выполнять поручения из 2–3 действий («отнеси», «поставь», «принеси»); · уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем; · замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком; · регулировать свои физиологические потребности; · вытирать обувь при входе в квартиру; · аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; · не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим; говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
10 декабря 2016 в 00:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.